Раскладываем авторский проект по полочкам. 12 декабря прошло четвертое онлайн-занятие проекта «Школа тренеров», в рамках которого мы разбирались в структуре тренинга.
Встречу вела коуч Анна Цепа, которая работает в сфере тренерства уже 18 лет. Она рассказала, что любой авторский курс состоит из девяти частей. Начинать, как и полагается, необходимо со вступительного слова. «Здесь вы представляетесь, озвучиваете тему и обозначаете режим дальнейшей работы, помогаете участникам настроиться», – объяснила Анна.
Далее важно уточнить у присутствующих на встрече, в какой эмоциональном состоянии они сейчас находятся. Это можно сделать через небольшое упражнение. Например, спросить, «Если ваше настроение – цвет, то какой?». Это даст вам как тренеру общее понимание, с каким внутренним ресурсом пришли участники и какой у них настрой.
И только после этого можно переходить к следующему шагу – знакомству участников. Это необходимо как для объединения присутствующих, так и для раскрытия каждой личности. «На тренинге важно раскрыть каждого человека, они должны узнавать больше не об окружающих, а делать акценты на своих ощущениях, будто смотреть на себя в зеркало. И тут нужно особое внимание уделить вопросам, которые вы будете задавать. Чем четче они сформулированы, тем точнее будут ответы», – подчеркнула эксперт. Например, «Чему хотите сегодня научиться?», «Какие навыки планируете приобрести в рамках встречи?».
Еще один важный пункт – правила или принципы. Они нужны для того, чтобы работа проходила эффективно. Они могут звучать так: «Когда один говорит, все слушают», «Общаться с друг другом на «ты», «Включить беззвучный режим на телефоне». И только после из обозначения можно переходить к основной части тренинга – информационной.
Следующим шагом станут упражнения – отработка навыков и полученных теоретических знаний. «Ключевую роль играют обсуждения. Вы задаете вопросы – «Как вы думаете, зачем было проведено это упражнение?», «Какие выводы можем сделать?», «Что вам больше всего запомнилось».
После того, как практический блок работы завершен и тренинг близится к финалу, важно поинтересоваться, в каком эмоциональном состоянии сейчас находятся участники. «Они должны сделать связку между своими ожиданиями в начале и тем, что они получили в конце. И только после этого вы можете подводить общие итоги встречи», – отметила Анна.
Резюмируя все вышесказанное – структура информационно-просветительского тренинга включает в себя вступительное слово, анализ эмоционального состояния участников, знакомство, ожидания, правила, информационная часть, отработка навыков, анализ эмоционального состояния и подведение итогов. «Придерживаясь такого четкого плана, вы сможете выстраивать работу эффективно, а ваш тренинг всегда будет выглядеть в едином стиле», – подытожила Анна.